Семинар для молодых специалистов города. » №3 орта мектеп
Жетісу облысы білім басқармасы
Текелі қаласы бойынша білім бөлімі
"№3 орта мектебі мектепке дейінгі шағын орталығымен"
Education Department of Tekely district
Reception room :
+7(72835) 4-41-62
bookkeeping:
+7(72835) 4-41-62
Version for
visually impaired
» » Семинар для молодых специалистов города.
30
May
2017

Семинар для молодых специалистов города.

 

 

 

 

г.Текели КГУ СШ №3 с ДМЦ ,

учитель начальных классов Гизатуллина Галия Абдуллаевна,

стаж - 16 лет, категория – первая,

сертификат – второй (основной)уровень

Семинар для молодых специалистов города.

Дата проведения :11.03.2017г.

Тема мастер – класса:«Использование техник формативного оценивания»

Цель мастер - класса:Наглядная демонстрация приемов, эффективного использования различных техник формативного оценивания; систематическое и целенаправленное использование данных техник учителем для получения качественного результата обучения.

Структура мастер – класса:

1. Презентация «Использование техник формативного оценивания»

2. Представление практических упражнений и конкретных приемов использования различных техник формативного оценивания на уроках.

3. Рефлексия.

Оборудование:

компьютер и проектор, мультимедийная презентация мастер – класса, постеры, фломастеры, стикеры, картинки для рефлексии «мясорубка, чемодан, урна».

Форма организации:фронтальная, групповая

Ход мастер-класса:

Семинар для молодых специалистов города.- Добрый день, уважаемые гости, дорогие коллеги! Я Гизатуллина Г.А, учитель начальных классов, хочу представить вашему вниманию «Исследование в действии» по применению формативного оценивания на уроках в начальной школе.

Свое выступление хочу начать процитировав слова знаменитого изобретателя в автомобильной индустрии Г.Форда «Жсе можно сделать лучше, чем делалось до сих пор». Пройдя трехмесячные курсы, ощутила как можно улучшить преподавательскую деятельность, тем самым улучшить обучение и качество знаний учащихся.

Бсо такое «Исследование в действии»? Каждый учитель прошедший уровневые курсы, не зависимо первый, второй или третий, должен выявляя проблему работать над этой проблемой. Одним из исследований в моей практике исследование темы: «Влияние формативного оценивания на повышение качества знаний в начальной школе через групповую работу».

 

Для начала я задала участникам семинара: Слышали ли о формативном оценивании? На что ответили буквально несколько человек. Похвалила и попросила объяснить. Участники в своем понимании имели в виду оценивание в виде сMayликов, сигнальных карточек, но не представляли себе, для чего это делается. Я пояснила, что означает само слово, и какое оценивание, вытекает из какого, и с какой целью мы вводим.

- Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. Современное оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное иформативноеоценивание.

Формативное оцениваниеиспользуется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно);

При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении.

Формативное оцениваниепомогает учителю отслеживать успеваемость в классе;

Таким образом, оно несет в себеформирующую, стимулирующую и мотивирующую функции.

Давайте посмотрим, что же необходимо для формативного оценивания:

1)знание и понимание учащимися целей обучения

2)эффективная обратная связь с учениками

3)активное участиеучащихся в процессе собственного познания

4)знание и понимание учащимися критериев оценивания

5)возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)

6)корректировка подходов к преподаваниюс учетом результатов оценивания.

Рассмотрим каждый из этих пунктов.

Знание и понимание учащимися целей обучения.

Цели должны бытьширокие,формулироваться в виде вопросов. Ребенок должен, четко знать к какому результату он должен прийти. Результаты должны 

быть конкретные, наблюдаемые, измеримые, должны формулироваться с помощью глаголов, отвечать на вопрос учебной цели.

Семинар для молодых специалистов города. Как сделать, чтобы ученик понимал цели обучения? Какие результаты внедрения формативного оценивания я имею: (слайд 3)2) Обратная связь. Вашему вниманию несколько техник формативного оценивания, которые можно использовать для ежедневных проверок знаний и навыков учащихся.

 

 

 

Техники эффективной обратной связи.

Продемонстрировала, какие формы для обратной связи сама применяю различные формы рефлексии, беседы, анкетирования, наблюдения.

Должна быть чёткой, понятной, своевременнойи по теме. Она дает представление о том, как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах в знаниях каждого ученика, проходит в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставляет время для того, чтобы ученики дали верный ответ, исправили ошибки или сменили направление мышления, обеспечивает успех обучения.

Также можно использовать методику «Недельные отчеты», где каждый учащийся дает ответы на следующие вопросы:

 

 

•Чему я научился за эту неделю?

•Какие вопросы остались для меня неясными?

•Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

 

Подведем итог: Обратная связь является положительной. Учитель – позитивен, предлагает ученику свою помощь в выполнении задания и сконцентрирован на задаче обучения. Чем больше информации получает учитель о том, что знают и думают учащиеся, как они учатся, тем больше у него возможностей для совершенствования преподавания и повышения успехов своих учеников.

3) Активное участиеучащихся в процессе собственного познания.

Бсобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать:

- применять его

- искать условия и границы применимости

- преобразовывать, расширять и дополнять

- находить новые связи и соотношения

- рассматривать в разных моделях и контекстах.

4)Знание и понимание учащимися критериев оценивания.

Практика показывает, что разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех. Совместная разработка критериев позволит сформировать позитивное отношение к оцениванию. Умение производить оценку на основе критериев останется с человеком на всю жизнь. Отсюда сделаем вывод, что

- Правильно выработанные критерии оценивания позволяют всесторонне измерить глубину понимания учебного материала

-Критерии и их градацияясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него ожидается.

5)Возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия).

Ученики должны научиться самооценке с тем, чтобы могли понимать цель своего учения и как достигать успеха.

Для самооценивания можно использовать:

- различные формы выходных карт,

- таблицы самооценки и взаимооценки,

- вопросы для размышления и т.д.

6)Корректировка подходов к преподаваниюс учетом результатов оценивания.

Применение формативного оценивания является сущностью эффективного преподавания, оно может стать мощным инструментом для улучшения обучения . Формативное оценивание – необходимая составляющая интерактивного преподавания, при котором:

- внедряется культура совместного обсуждения в классе

-развиваются навыки критического и творческого мышления

- формируется среда, поощряющая вопросы учащихся

- поддерживаетсяуверенностьучеников в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты

- предоставляются учащимся примеры того, чтоот них ожидают.

Таким образом, мы видим, чтопроцесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. Формативное оценивание и преподавание неразделимы.

При этом на уроках я использую взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, при проверке усвоения материала.

Ключевые характеристики формирующего оценивания:

Жстроено в процесс преподавания и учения

Предполагает обсуждение учебных целей с учениками

Нацелено на то, чтобы помочь ученикам осознавать учебные стандарты

Вовлекает учеников в самооценивание или партнёрское оценивание

Обеспечивает обратную связь: помогает ученикам наметить следующие шаги в учении

Укрепляет уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений

Вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания

Пусть ученик строит траекторию собственного продвижения. Пусть ученик оценивает достижение результата. Пусть ученик совместно с учителем вырабатывает критерии оценки достижений.

Семинар для молодых специалистов города.Оценка учителя не должна нести карательную функцию. Учитель должен оценивать, для того чтоб улучшать результаты, но не для того, чтоб «поймать» на незнании.

Семинар для молодых специалистов города.Мы должны понимать и помнить три аспекта формирующего оценивания: оценка обучения; оценка для обучения; оценка как обучение. Учителю непросто перестроиться. Ученикам непросто научиться быть ответственными за себя. Но мир меняется – и мы должны успевать.

Уважаемые коллеги предлагаю вам разработать и составить критерии оценивания к проверочным работам, как контрольная работа по математике, диктант русский язык, изложение и сочинение.

На задание дала 3 минуты, участвовали в группах все. Затем из каждой группы прозвучала защита. После выступлений, я сделала для себя вывод, что участники понимают, что такое критериальное оценивание и умеют следовать инструкции.

Пояснила, что существуют условия для формативного оценивания

Семинар для молодых специалистов города.

знание и понимание учащимися целей обучения эффективная обратная связь с учениками активное участие учащихся в процессе собственного познания

знание и понимание учащимися критериев оценивания. Свое выступление закончила озвучиванием дальнейших планах по самообразованию, изучению и улучшению форм оценивания.

В момент рефлексии попросила отнести себя к тому рисунку, которую считают более ближе полученным знаниям на сегодняшнем мастер классе.